3. ПОДЗЕМНЫЙ ЗАВОД
ПО РЕМОНТУ ПОДВОДНЫХ
ЛОДОК
Ранее закрытая зона - Балаклава - всегда привлекала огромное внимание
иностранцев. С созданием независимой Украины, выводом из Балаклавы подводных
лодок ЧФ и передислокацией в 1991 году ядерных боезапасов, ранее хранившихся
в Балаклаве, в Россию представлялась уникальная возможность осмотреть то,
что ранее принадлежало могущественному Советскому Союзу.
И вот осенью 1995 года на один из таких ранее секретных объектов направились
участники выездного заседания Международного трейд-клуба. Это были представители
деловых кругов из 42 стран мира, среди которых - три чрезвычайных и полномочных
посла, шесть первых секретарей посольств, 18 торговых атташе, а также вторые
и третьи секретари посольств и представители торгово-экономичес-ких миссий,
всего около 80 человек.
825 ГГУ - под таким названием долгое время числился балаклавский подземный
завод по ремонту подводных лодок.
Гипотетически при взрыве в центре Балаклавской бухты мегатонной ядерной
бомбы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней
радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров,
засосав в горло Балаклавской бухты сотни миллионов тонн морской воды. Уровень
воды в Балаклавской бухте поднялся бы на десятки метров, затопив все живое.
Один из основных вопросов, стоявших' перед командованием ЧФ, был следующий:
как защитить подводные лодки, боеприпасы, в т. ч. и ядерные вооружения,
технику, производственные мощности оборонных предприятий, чтобы даже после
ядерного удара флот мог остаться боеспособным? Для этого в 1954 году был
разработан специальный план строительства под Севастополем и Балаклавой
защитных подземных сооружений, подземных заводов и холодильников, госпиталей
и хлебокомбинатов, хранилищ для боеприпасов и продовольствия. План предусматривал
укрытие от ядерного удара до 50% запасов флота и половину населения города.
К концу 50-х годов большая часть секретного плана была выполнена. Одним
из его объектов был балаклавский завод по ремонту подводных лодок. В то
время о его существовании знали далеко не все. Как когда-то были секретны
материалы по строительству Лазаревских доков и северного дока им. Николая
II, как когда-то были секретны материалы по строительству береговых башенных
батарей Б-30 и Б-35, так в 80-е годы были секретны материалы по строительству
укрытий и убежищ от ядерного оружия. Но времена меняются, и сегодня севастопольцы
могут узнать то, что раньше было доступно лишь избранным.
Самое большое на Черном море комбинированное противоатомное фортификационное
сооружение для ремонта и укрытия подводных лодок начало строиться в 1957
г. на западном склона Балаклавской бухты. Это был первый и тогда единственный
в СССР подземный завод по ремонту подводных лодок. Строители пробили в
сверхтвердом скальном грунте искусственное "гнездо», в котором, помимо
укрытий для семи подводных лодок, был вырублен подземный 70-метровый док.
В нем производился капитальный ремонт подлодок.
В полукилометровую штольню лодки забирались своим ходом. Это уникальнейшее
сооружение располагается как в подводной части Балаклавской бухты, так
и на уровне воды в скале, высота которой достигает 130 метров. Вся инфраструктура
подземного завода позволяла полностью изолировав себя от внешнего мира
автономно осуществлять ремонт лодок, выпуская их периодически через специальный
шлюз прямо в море, а также укрывать в штольнях при ядерной атаке более
тысячи человек.
Канал длиной около 500 метров проходит насквозь через гору. Рядом размещались
производственный цех и подсобные помещения общей длиной 300 метров. Самый
большой диаметр штольни — 22 м. Глубина канала 8,5 метра. Со стороны бухты
вход в штольню перекрывался многотонным плавучим ботопортом, который поддували
воздухом и он всплывал. Это позволяло полностью закупоривать подземный
объект. Такой же ботопорт, только меньше размером, установили в подземном
сухом доке. В надводном положении подлодка вводилась в него, ботопорт закрывался,
воду откачивали - и можно было доковать лодку.
Выход на северную сторону, в открытое море, также перегораживался ботопортом,
который отводился в сторону, выпуская субмарины. Вход в подземный комплекс
с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный
человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии.
Таким образом, комплекс был полностью изолирован от внешней среды.
Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью
до 100 килотонн. Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала
10 метров, а высшая точка скального грунта над ним — 126 метров.
Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе
свои аккумуляторные батареи, для чего стояли огромные генераторы. Осуществлялся
подвод воды и солярки. Субмарины, придя с боевой службы, могли пройти все
необходимые виды техобслуживания, ремонта, а затем выйти в полном снаряжении
из подземного комплекса. Более 20 лет на подземном судоремонтном заводе
ремонтировались подводные лодки.
Помимо работающих в подземном цехе, в разные времена комплекс обслуживала
многочисленная команда: около 100 человек производственников, по 40 человек
доковых рабочих и группы технических систем, обслуживающих инженерные системы
подземного объекта. 50 человек подразделения ВОХР несли постоянную службу
на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.
Общая подземная площадь всех помещений секретного завода составляет
более 10 тысяч квадратных метров, а канал, по которому проходили подлодки,
шире самой Балаклавской бухты. Высота отдельных помещений - с трехэтажный
дом...
Кто же создал это поистине уникальное сооружение? Первоначальные работы
велись силами ЧФ. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный
батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.
Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища
ядерных боеприпасов ЧФ. Подземный склад для топлива, построенный в виде
подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тыс. тонн нефтепродуктов.
Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной
дороге подвозили и загружали в подлодки у подземного причала торпеды, ракеты,
артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз. Здесь же разместилась
мастерская по профилактическому осмотру и ремонту узлов и деталей кораблей.
Западный выход из канала закрывался специальным сооружением - сборными
железобетонными плитами 2-метровой ширины, 10-метровой длины и 7-метровой
высоты.
В начале 60-х годов началось сокращение Вооруженных Сил СССР. При посещении
Черноморского флота Н.С. Хрущевым, в период его правления, масштабность
и универсальность этого комплекса поразили Главнокомандующего Вооруженными
Силами СССР, и он приказал переоборудовать его... под хранилище для вина!
Только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам
в ЦК КПСС МО Г. К. Жукова и министра ВМФ М. Г. Кузнецова подземный завод
по ремонту подводных лодок удалось достроить.
Весь подземный комплекс с системой шлюзования, штреками и потернами,
системой жизнеобеспечения и др. является единственным в своем роде историческим
памятником инженерно-технического искусства на территории СНГ.
Интересно, что подобное сооружение недавно открылось как объект туризма
в Канаде. Это единственный в мире Музей холодной войны, разместившийся
в «Дифенбункере», как канадцы нарекли правительственное атомное бомбоубежище.
. Построенное в 1961 году, оно предназначалось для канадской правящей элиты
в случае ядерного нападения со стороны Советского Союза. На глубине нескольких
десятков метров были оборудованы четырехкомнатная квартира для самого премьера,
апартаменты поскромнее для членов его кабинета, высших военных чинов и
других высокопоставленных государственных лиц общей численностью 540 персон.
Запасов пищи; воды и воздуха (в подземелье планировалось иметь установку
по обогащению его кислородом) должно было хватить на три недели. Подземный
бункер площадью несколько гектаров вмещал служебные кабинеты, телефонный
и телеграфный узлы, радиостанцию, медицинский центр с моргом, библиотеки,
концертный зал, ресторан, бассейн, особое помещение для хранения золотого
запаса страны и многое другое. Одних только туалетных комнат было 78.
Добравшиеся до убежища должны были пройти через специальный дезактиватор,
где следовало раздеться догола, принять душ поочередно в двух специальных
комнатах.
Одежда подлежала захоронению. «Дифербункер» прекратил свое существование
только в 1994 году, а двумя годами позже было принято решение открыть здесь
музей
Но вернемся к нашему, отечественному подземному «музею». Перед началом
ознакомления с подземным заводом члены Международного трейд-клуба осмотрели
искусственный железобетонный канал, по которому подводные лодки в надводном
или подводном состоянии могли попасть внутрь горы. Присутствующие познакомились
с системой перемещения подводных лодок внутри подземной части канала, системой
вентиляции и герметизации.
Огромный интерес у гостей вызвал передвижной ботопорт (металлические
задвижные ворота), ширина которого достигает 5 м, высота 20 м., длина
30м. Внутри металлического корпуса находится второй корпус, который предназначен
для заполнения воздухом. Эта огромная масса металла с помощью специальных
мощных двигателей и компрессоров перемещалась в горизонтальном положении,
закрывая и открывая морской вход в подземную часть комплекса. Морские ворота
были предназначены для защиты от ударной волны разорвавшейся атомной бомбы
и должны были выдержать давление до 10 кг/см2. Размеры подземного
ботопорта, системы механизации перемещения ворот к этому времени являлись
шедевром инженерной мысли и высоких технологий, примененных в фортификационном
искусстве.
Осмотрев подводную часть комплекса, вся группа двинулась по широкому
коридору внутрь подземного царства. Ранее по этому коридору можно было
проехать на машине, по центру его были проложены рельсы для железнодорожный
тележек.
По материалам газеты "Севастопольские известия" № 82 |