Подземные крепости Севастополя
Перед взором присутствующих возникли первые противоатомные металлические ворота весом несколько десятков тонн, которые преграждали путь в подземный комплекс. После включения автоматики они со скрипом раскрылись. Пройдя шлюзовую камеру, посетители остановились перед вторыми точно такими же воротами. А за ними оказались третьи ворота, которые предназначались для полной герметизации комплекса. Иностранцы были явно поражены и шепотом переговаривались друг с другом.
Наконец мы оказались на втором поворотном кругу, после чего по левой подводной потерне попали в центр подземного бассейна. Размеры его достигали 25 м в ширину, 100 м в длину, около 30 м в высоту. В этом бассейне спокойно могли разместиться две-три подводные лодки. В южной части размещался сухой док для подводных лодок и начинался канал протяженностью более 300 м для выхода подводных лодок в открытое море.
В юго-восточной части бассейна над уровнем моря был оборудован широкий проход в хранилище, где ранее находились боеприпасы. Можно было осуществлять доставку ядерных боеголовок непосредственно на борт подводной лодки.
После того, когда ядерные боеприпасы были вывезены с территории Севастополя, в этих хранилищах одно время лежали кучами высотой в рост человека карбованцы со всего Крымского полуострова. Ставшие недействительными деньги доставлялись сюда на КамАЗах, закрытых плотным брезентом...
Схема подземного завода
Вообще трудно себе представить, как внутри огромной горы, сложенной из твердых мраморных пород, удалось пробить канал. Ведь уровень канала на 7 м ниже уровня моря! Какие же инженерные технологии применялись строителями для создания этого искусственного канала?!
После выемки скальной породы канал забетонировали, и получился подводный коридор от 7 до 25 м шириной и длиной почти 500 м. Непосредственно к каналу примыкали производственные цеха подземного завода. Работали на совесть, надежно, так что, когда в 1994 году мы попали на этот уже давно покинутый объект, все системы подземного комплекса функционировали исправно, везде горел свет, работали двигатели для автоматического закрытия многотонных дверей.
Абсолютно пустые, но по-прежнему светлые просторные цеха, навсегда остановившиеся фрезерные, токарные, сверлильные станки, в том числе и уникальные нивелировочные,специально закупленные в Японии...
Пройдя по трехсотметровомупроизводственному комплексу, гости поднялись на 2-й этаж, где располагался защищенный пункт управления подводными силами ЧФ, где все находилось в полной боевой готовности. Иностранцев поразили оборудованные подземные столовые с кухнями и холодильниками, хранилища для продуктов и воды. Казалось, все это покинуто людьми в результате внезапной катастрофы. Невольно вспомнился Чернобыль... Но здесь была преступная халатность командования и властей: одних - бросивших, других - как положено не принявших оставшееся бесхозным имущество. Забегая вперед, скажу, что сейчас от всего оборудования подводного завода не осталось и следа - все обезображено и разграблено охотниками за легкой наживой. ...Дойдя до конца канала, мы осмотрели южный ботопорт, перекрывающий вход в канал со стороны открытого моря. В соседних помещениях размещается мощный комплекс систем вентиляции и очистки воздуха. Огромные филь-тровентиляцион-ные агрегаты и более 50 бочек с активированным углем находились в полной исправности, и вся эта система была продемонстрирована членам трейд-клуба. Надо сказать, что ни одного из иностранных гостей это зрелище не оставило равнодушным.

Только строительство этого подземного сооружения обошлось в 67 миллионов советских рублей. Не меньшая сумма ушла и на внутреннее спецоборудование: систему герметизации, фильтровентиляционное хозяйство, канализацию и во-дообеспечение. По нашим расчетам, в подземелье было проложено несколько километров кабеля связи. Сотни тысяч тонн металлических конструкций, механизмов и приспособлений находились в полной готовности к использованию.
Когда ошеломленные иностранцы покидали штольню, их восхищению не было предела. В один голос члены трейд-клуба твердили одно: стоит у входа поставить кассу и контролера, и с завтрашнего дня в Севастополь поедет огромное количество туристов со всех концов света, чтобы посмотреть и услыхать то, что сегодня рассказал полковник Иванов! Этот объект просто обречен на колоссальный успех, заявила президент трейд-клуба Анн Ботти.
Но, несмотря на то, что несколько докладных записок было написано мной председателю исполкома Севастопольского городского Совета, коммунальная структура, которой было поручено принять этот объект, не только не выполнила свои обязанности, но и, как мне кажется, допустила преступную халатность. Через месяц охрана у входа в подземный комплекс была снята, и он стал доступен для любого желающего. Сразу же началось хищническое разграбление подземного завода.
Нами был подготовлен инвестиционный проект создания в подземном комплексе музея «холодной войны». С ним было ознакомлено руководство города и Балаклавского района. Но только в 1998 г. руководство решило вернуться к этому вопросу. Из Киева приехали чиновники. Все наземные и подземные сооружения западной части Балаклавской бухты были переданы ВМСУ.
Многократные попытки КИЦ «Севастополь», Фонда экономического развития, Фонда создания свободной экономической зоны, клуба «Бентус» и других организаций и предприятий остались без ответа. И к 2000 году подземный комплекс был окончательно разграблен.
Сначала ночью, а потом и среди бела дня бригады мародеров на глазах у «защитников Родины» целыми КрАЗами вывозили в неизвестном направлении сотни тонн металлических предметов. Варварски были вырезаны автогеном уникальные по размерам и системе закрытия металлические противора-диационные защитные ворота.
Ныне мировой шедевр фортификационного искусства и высочайших инженерных технологий -первый в мире подземный защитный комплекс с искусственным морским каналом и системой жизнеобеспечения практически перестал существовать.
Несмотря на две жестокие войны, наши предки смогли сохранить одну из первых в мире панорам и первый в России аквариум. Что же помешало нам сберечь уникальный памятник нашего времени? Почему же мы не дорожим нашей историей и глумимся над ней?

...Весть о наличии в Севастополе уникального памятника военной истории быстро распространилась среди дипломатов, аккредитованных в Украине и России.
В 2001-2002 годах подземный завод в Балаклаве посетили Посол КНР г-н Ли Гиобанг, посол Италии г-жа Брунетти Гетц, посол Израэля г-жа Анна Азари. А ведущий телекомментатор американской компании СММ МакЛафлин после выхода из подземного города не удержался, вытащил свой перочинный нож и нацарапал на стене подходной потерны свое имя... Не устояла перед соблазном сделать то же самое и племянница знаменитого Уинстона Черчилля графиня Кларисса Идеи. Абсолютное большинство иностранных туристов из Голландии, Великобритании, США и других стран называют этот объект «чудом инженерной техники СССР». Трижды прав председатель Севастопольской администрации Леонид Жунько, сказавший, что плох тот народ, который не помнит и не любит своей истории. По его инициативе недавно целая группа севастопольских депутатов и представителей госадминистрации посетила ряд уникальных сооружений в Балаклаве. Судя по отзывам народных избранников, увиденное произвело на них неизгладимое впечатление.
Бывшие военные объекты могут стать великолепными памятниками не только военно-фортификационного искусства, но служить военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
ГОРНЫЕ
УКРЕПЛЕНИЯ
БАЛАКЛАВЫ
Севастопольцы и приезжие туристы, которым доводилось, подниматься по так называемой  «тропе здоровья», ведущей вдоль балаклавского побережья к мысу Айя, наверняка обращали внимание на необычный объект: железную «бочку», висящую высоко над пропастью. А над нею -развалины старого форта...
Первые горные долговременные укрепления в окрестностях Балаклавы начали строиться в период Крымской обороны 1854-1855 годов. Тогда на склонах горы Аскети британская морская бригада возвела земляные укрепления. Именно с вершины горы Аскети начиналась линия обороны союзников, которая протянулась на 18 км до Севастопольской бухты.
Во время первой мировой войны инженер Полянский использовал британский опыт, подновил и усовершенствовал укрепления на склонах горы Аскети.
В 1921-1925 гг. балаклавские долговременные сухопутные укрепления входили в состав 12-го участка балаклавской группы укреплений Севастопольской крепости. Восточная группа укреплений, расположенная на склонах Аскети, состояла из пяти встроенных в горный массив железобетонных сооружений казематированного типа, соединенных между собой рвом, протянувшимся на два километра к северу от вершины горы. Она предназначалась для защиты Балаклавы с востока.
Особенностью этого самого южного и самого высокого берегового укрепления в Европе является необычное сооружение, сохранившееся до нашего времени. Это высотный наблюдательный пост в виде железной «бочки» диаметром 1,8 метра и высотой 2 метра, которая висит на скале над пропастью. В «бочке» оборудованы специальные прорези для наблюдения и ведения огня. С высоты 360 метров над уровнем моря открывается великолепная панорама на урочище Айязьма, мыс Айя, вход в Балаклавскую бухту и на западе - на мыс Кая-баш...
Западная группа укреплений находится на высоте 212 метров на склонах горы Кефало-Вриси и состоит из круговой эшелонированной системы вырубленных в скале и частично бетонированных рвов глубиной до 3 метров и длиной два километра.
В 1925 году здесь была достроена крепостная дорога, оборудованы водоемы, проложены инженерные сети. Окончательно строительство долговременный укреплений балаклавской группы завершено не было, поскольку еще до окончания строительства это фортификационное сооружение морально устарело и не могло противостоять новым видам вооружения возможного противника.
До нашего времени сохранились открытые позиции для полевых орудий, несколько железобетонных казематов и разрушенные здания инженерного управления. С запада на восток внутри горы на глубине 5-20 м вырублена 200-метровая штольня, оборудованная под железобетонное подземное сооружение (объект «Голубь»), с тремя вертикальными шахтами, используемое в конце 30-х годов для размещения узла связи и командного пункта подводных сил ЧФ. Здесь впервые был применен способ подземного укрытия выдвижной радиоприемопередающей антенны, которая автоматически поднималась для сеанса связи с подводными лодками.
Во время второй мировой войны подземный КП использовался немцами для размещения подземного госпиталя, в ряде помещений до сих пор сохранились остовы подвесных коек. Одно время долговременные горные сооружения использовались как полигон для испытания авиабомб, затем в качестве складов для хранения артбоеприпасов и взрывчатых веществ Балаклавского рудоуправления им. Горького. В 70-80-е годы прошлого столетия территория использовалась для размещения аэростатной команды ракетной базы ЧФ.
В.Б.ИВАНОВ,
начальник управления
внешних связей
и внешнеэкономической
деятельности  СГГА

По материалам газеты "Севастопольские известия" № 83(405) от 23.10.02

Экстремальный портал VVV.RU