Секреты подземелья
Лет десять назад случайные очевидцы под большим секретом рассказывали
о том, что в Балаклавской бухте есть такое место, где подводные лодки исчезают
прямо в скалах. Оказывается, это вовсе не враки, а самая что ни на есть
правда. Субмарины заплывали по подземному каналу в чрево горы для ремонта.
Огромный подземный завод существует и поныне, вернее, хорошо сохранилась
лишь его "скорлупа". "Начинку" отечественные сдатчики металлолома растащили
дочиста. А поживиться там, уж поверьте, было чем: станки, десятки километров
медного кабеля, всевозможное оборудование. После раздела Черноморского
флота объект оказался ничейным. России он не нужен потому, что для подлодок
своих баз хватает, а Украине, по большому счету, и ремонтировать-то нечего.
У городских же властей с надземным царством полно хлопот.
Глобальный план
Для того, чтобы представить масштабность подземных строек в Крыму, предлагаю
сделать небольшой экскурс в историю.
В 1945 году после судьбоносной Ялтинской конференции главы стран
антигитлеровской коалиции Черчилль и Рузвельт захотели посмотреть Севастополь.
То, что предстало перед их глазами, назвать городом было трудно - сплошные
руины. По прогнозам заморских лидеров, на восстановление города должны
были потребоваться десятилетия и помощь других стран. Поговаривают, что
именно во время этого визита Сталин задумал одновременно с восстановлением
Севастополя построить под ним еще один город - подземный.
По замыслу отца народов, этот город в случае атомной войны должен был
приютить 50 тысяч человек. На тот момент коренных севастопольцев насчитывалось
лишь 14 тысяч и еще 32 тысячи человек, в основном строительных специальностей,
приехавших восстанавливать город русской славы.
Раньше как было: сказано - сделано. Под землей начали строить командные
пункты и узлы связи, хранилища для оружия и боеприпасов, подземные стоянки
для ремонта и укрытия кораблей и подводных лодок, склады продовольствия
и топлива, электростанции, хлебозаводы, госпитали, холодильники. Что такое
подземная
электростанция? Это несколько залов высотой 14 -15 метров. Туда свободно
заезжают "КрАЗы". В общей сложности из-под Севастополя планировалось вытащить
такую гору грунта, которая получилась бы, вздумай кто-нибудь проложить
подземный ход от Севастополя до Харькова шириной три метра и столько же
высотой.
Вину в бокале тесно
В пятидесятые годы план Сталина активно воплощался в жизнь, но в начале
шестидесятых строительство замерло.
У Никиты Сергеевича был свой взгляд на оборону, планировалось существенно
сократить армию. До этого времени удалось построить многое, но не все.
Для заключительного этапа по строительству "подплава" - так специалисты
называли завод по ремонту подводных лодок - требовалось еще немало средств.
Решение по этому
объекту должно было приниматься на самом высоком уровне.
Рассказывают, что в 1961 году посмотреть завод приехал сам Хрущев. Увиденное
впечатляло. Еще бы. Сквозь гору стометровой высоты был пробит туннель,
вдоль которого слева по всей его длине проходил канал десятиметровой
ширины и глубиной 6-7 метров. Сюда лебедками должны были затаскиваться
субмарины. Одновременно здесь могли находиться семь подводных лодок. Заплывать
с включенным двигателем нельзя - вибрация разрушает стены. По правой стороне
канала находился своеобразный карман. Когда в него попадала лодка, то вода
выкачивалась и получался сухой док. Здесь непосредственно и должен
был производиться ремонт судов. Говорят, что завод Никите Сергеевичу очень
понравился, но использовать грандиозное сооружение генсек предложил как...
винный склад. Генералам потребовалась уйма времени, чтобы переубедить Хрущева
и доказать ему, что объект целесообразно использовать только по назначению.
Вскоре строительство было завершено, и подземные цеха заработали.
Кстати сказать, здесь же, на втором этаже, размещался штаб обороны ЧФ.
Строился подземный гигант настолько основательно, что случись вдруг атомный
взрыв - он был бы ему не страшен. Тысяча человек могли бы здесь жить автономно
целый месяц. Дело в том, что туннель пробивался сквозь скалу, коэффициент
плотности грунта
которой соответствует седьмой категории твердости, почти что гранит.
Бетонные стены полутораметровой толщины сверху заливались еще и жидким
стеклом. Задвигающиеся ворота специальной конструкции до сих пор изумляют
своей массивностью: 10 на 10 и толщина более двух метров. Когда завод работал,
входы маскировались камуфляжными сетями, и было невозможно заподозрить,
что живописная гора таит в себе столько секретов.
Сейчас завод- громадина пустует. Можно ли хоть как-то его использовать?
Вторая молодость исполина
По мнению начальника отдела внешних связей Севастопольской госгорадминистрации
полковника Валерия Иванова, подземный завод может ожить: например, в качестве
музея. Интерес к подобным объектам есть и у иностранцев, и у наших соотечественников.
В пустующих цехах завода можно разместить оружие из арсеналов
ЧФ: бомбы, мины, снаряды, пушки. Для внушительности доставить сюда
списанную подводную лодку. Наверняка желающих побывать в ней будет много.
Здесь же, на территории завода, можно открыть ресторан и бар, а по вечерам
многотонные стены будут сотрясать децибелы дискотеки.
Валерий Борисович уже лет двадцать изучает историю Севастополя. Подземный
город он знает как никто другой.
В свое время он был начальником штаба местной обороны. По его словам,
в развитых странах подобные сооружения успешно используются для привлечения
туристов. Впрочем, такой завод - явление уникальное, и никакие заокеанские
штольни ему не конкуренты. И что еще немаловажно, создание музейно-зрелищного
комплекса даст новые рабочие места тем же офицерам флота. Радует, что этот
проект нашел понимание у нынешнего главы госгорадминистрации Бориса Кучера,
и мы надеемся, что через некоторое время в Севастополе станет одним интереснейшим
музеем больше.
По материалам газеты Крымское
время |