|
||
Одни из самых древних рукотворных подземных сооружений на территории Севастополя. В двух словах история их появления такова: С начала нашей эры в Карантинной балке существовало т.н. «Загородное» кладбище Херсонеса. Хоронили народ в склепах, вырубленных в известняке, и надо сказать, располагались склепы довольно плотно. Многие из них, в разной степени сохранности, и сейчас можно увидеть как на склонах, так и на дне балки. Первоначально погребения были языческие, а первые херсонесские христиане в языческих склепах сначала по необходимости, а потом по традиции прятались и свои службы служили. Потом в Римской империи начало помаленьку распространяться христианство, похоронный обряд изменился, но кладбище никуда не делось и продолжало выполнять свои функции. Захоронили на загородном кладбище и первых епископов Херсонеса, а впоследствии и сосланного сюда по доносу папу Римского Мартина Исповедника. В это время уже существовал храм, вероятно и выстроенный над могилами епископов, а папу захоронили в пределах храма, сделав сбоку от склепа крипту. Храм был весьма почитаем херсонеситами и даже отметился в истории Руси. Также после захоронения папы Мартина вода из колодцев у храма стала почитаться чудодейственной, и в 21 веке мы весьма неплохо в ней намокли. Но обо всем этом по порядку. С чего все началось. Прогуливаясь по местности с интересом преимущественно к артиллерийским тоннельным погребам Карантинной балки (см. «черный список» - http://sevdig.sewastopol.ru/issl/spisok.html ) на обратном пути мы обследовали ряд склепов в разной степени сохранности, и заглянули в храм. Внимание сразу привлек крупный проем, напоминающий могилу, в полу южного придела. Мусора внутри мне было уже достаточно – в склепах насмотрелся (хотя позже мы нашли пару свежеоткрытых археологами – чистых), поэтому Алекс нырнул туда сам. Он оказался в большом помещении, очень похожем на старый давно не используемый склеп, с проходами на восток и на запад. Западный проход был заблокирован камнями, но по логике вещей он вел к прямоугольному проему у стены храма снаружи. Пробравшись на четвереньках на восток, Алекс уперся в крипту и выйдя на поверхность, вполне ответственно заявил – «Там кто-то очень непростой был похоронен – под алтарем фактически…». Это вызвало оживление, и ближайшая окрестность храма была осмотрена более детально. Обнаружились 3 колодца – один забитый у западного придела храма, один с железной крышкой - использовался по прямому назначению последний раз не так уж давно (по меркам его возраста) – в 5 метрах к С-З от храма, и один без решетки у восточной стены. Нас привлекли боковые ответвления, которые просматривались в колодце у восточной стены храма. Тогда мы еще не знали ни про папу Мартина, хотя и понимали чисто визуально что вокруг и под храмом сплошные склепы, и вероятно, далеко не простого народа. В сентябре 2007 г состоялась и первая вылазка в колодец. Мы запаслись веревками, которые впрочем оказались лишними. Для наблюдения за веревками снаружи, пока мы будем внутри, с нами пошел начинающий певец Рома, которому было сказано пока нас не будет, распугивать окружающих своим пением. Долго он не мог понять, зачем же нам в колодец понадобилось, а когда наконец понял, что мы просто хотим посмотреть что там и как, сказал «Ну вы гоните…». Мы с этим согласились. Спустившись в колодец по веревке, с удивлением обнаружили, что одно из боковых ответвлений выводит в почти квадратную вырубку в скале с лестницей на поверхность, на вид совсем не отличающуюся от окрестных склепов. Незадача. Можно было бы веревок не тащить.... Второе ответвление оказалось более интересным. Пройдя несколько метров на корточках, мы почувствовали под ногами воду. В стенках выдолблены небольшие ниши - первое что пришло на ум - под светильники. Пробираясь дальше по залежам крупного мусора – кастрюль, чемоданов и т.п. – оказалось довольно неплохой альтернативой чтобы не ходить по воде - добрались до развилки. Направо уходила низкая галерея, довольно-таки сильно заполненая водой, хотя пространство до потолка было вполне достаточно для головы и дышать было можно. Но купаться в тот день что-то не хотелось. Ответвление налево было сухим, и пройдя на корточках по нему несколько шагов, я обнаружил пролом в своде. Просунув туда голову, стало понятно, что торчу из пола довольно крупного склепа. В нем было 6 полок для гробов, впрочем, гробов понятное дело не было, я обнаружил только одну кость, которую там и оставил. В четвертой стене склепа, где по логике вещей должно было быть пространство для входа и занесения тел, торчал край чугунной ванны, плотно придавленный камнями. «Засыпано – подумал Штирлиц…» На этом первая вылазка закончилась. На брифинге по окончании были сделаны выводы о том что галерея где мы были – недействующий каптаж, проходящий под "епископским склепом" и "папской криптой", а прощелканый нами боковой вход со ступеньками служил для чистки и других технических операций в галерее. Было решено в другой раз пройти дальше вправо, где была вода, насколько будет возможно. Потом был этап поиска нами дополнительной информации, можете рассматривать ее как исторические справки, а кому не интересно – сразу перематывать в конец страницы, к описанию второго захода. Найденная информация – справочная: Еще один подземный комплекс находится на территории Загородного монастыря(Южного).Здесь наряду с большим количеством склепов вырублено гидротехническое сооружение в виде шахты и подземной галереи шириной и высотой около метра и протяженностью порядка 45 м., которое составляет нижний ярус подземных сооружений. Извилистый дренажный канал собирал воду, просачивающуюся сквозь известковые массивы, и соединялся с шахтой со ступенями и колодцем(расположен рядом со стеной храма).Вероятно, данный гидротехнический комплекс начали создавать в 2-3 вв., когда на этом месте располагался языческий некрополь. После основания монастыря возникла необходимость в дополнительных источниках воды, и сооружение расширили(удлинили галерею).Наряду с этим колодцем недалеко находился еще один,с наклонным ступенчатым ходом, глубиной 7,37 м, диаметром до 2.2 м, где также брали воду. Ю.М. Могарычев Пещерные города в Крыму. Симферополь.СОНАТ,2005-192 с. С илл. - С.187. Надо сказать сразу, что колодца с наклонным ступенчатым ходом нами пока так и не было обнаружено. Впрочем, мы и не говорим, что нашли и увидели все… В период становления и утверждения христианства в Херсонесе - Херсоне погребения осуществлялись на старых языческих кладбищах. Христиане приспосабливали под свои нужды римские склепы. В IV-VI вв. возникает христианский некрополь в районе Карантинной бухты. В V—VI вв. здесь строится храм, позже неоднократно перестраивавшийся. Со времени широкого распространения христианства в Херсонесе некрополь стал местом особо почитаемым. Само отношение жителей Херсона к этим захоронениям как к "святым могилам", говорит о том, что погребенные здесь христиане заслужили особое отношение. Храм, построенный на месте "святых могил", стал меморием. Под храмом расположено несколько склепов с христианскими захоронениями, датирующимися IV-V вв. и, видимо, почитаемыми в течение длительного времени. Примечательно, что хоронить под сводами храма продолжали и в более позднее время. Кроме того, хоронят христиан и вокруг храма. /…… Помещения отдельных склепов могли использоваться для поминальных служб или даже для совершения литургии. Вне Херсона аналогом таких мест для совершения службы могут быть знаменитые римские катакомбы. На территории Херсонесского некрополя подобным местом, совмещавшим в себе храм и погребальное сооружение, мог быть склеп "на земле Тура". Также интересен склеп под южной галереей Уваровской базилики и "катакомба" под Храмом Богородицы Влахернской. Традиция совершения заупокойных трапез - агап сохранялась в церкви до VI в. Ее элементы сохранились и сегодня в освящении кугьи и совершении поминок по усопшим. "Проблемы теологии", выпуск 3. Материалы Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2-3 марта 2006 г Загородный храм Херсонеса Хорошо сохранившиеся руины этого средневекового крестообразного храма находятся за пределами городской черты Херсонеса (отсюда и его название) в Карантинной балке, на расстоянии полукилометра к юго-востоку от оборонительной стены . Открыл его в 1902 году К.К. Косцюшко-Валюжанич, а в 1953-1954 годах исследовал О.И. Домбровский. Это целый комплекс, состоящий из крестообразного храма и жилых построек, обнесенный прежде оборонительной стеной с башней, рядом с которой имелся осадный колодец. Скорее всего, вначале это был мавзолей богатого семейства (сооруженный,предположительно, в V веке) и перестроенный в VI веке. В ходе раскопок 1902-1904 годов вокруг храма было открыто более полусотни склепов или гробниц, а в них — более полутысячи погребений. Поначалу исследователи полагали, что здесь находилось основное христианское кладбище, однако позже было установлено, что первые захоронения были сделаны по языческому обряду еще в I-II веках н.э., и лишь гораздо позже, в период с IV по VIII век включительно здесь совершались захоронения христиан. Интересна архитектура храма: у него не было апсиды, в плане он представлял собою крест, в каждом ответвлении которого было по входу, а алтарь располагался в центре. Там, под алтарем сохранили развалины небольшого храма, в котором хранились мощи неизвестных святых, предполагают, что это были три первых епископа Херсонеса: Евгений, Елпидий и Агафодор. Согласно историческим данным, в этом храме в «некрополе святых» в «прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, за стенами, на расстоянии стадии от благословенного города Херсонеса» погребли римского папу Мартина I, сосланного в Херсонес (или Инкерман) императором Константином вторым. Он скончался 16 сентября 655 года (вероятно, уморили голодом). Память о святом Мартине долго чтили в Херсонесе. К его мавзолею стекались христиане, «чтобы получить благодать излечения». Даже вода из колодца рядом с храмом считалась целебной. По одной из версий, позже прах папы Мартина I вывезли из Херсонеса в Рим, где он и поныне хранится в церкви Св. Мартина на Холмах. В стихотворении протоирея Алексия Медведева о святителе Мартине Исповеднике сказано: «Он в храме погребен,в пещере…» Описание монастыря богородицы Влахернской на сайте Херсонесского заповедника - http://www.chersonesos.org/?p=out_md_vlahern&l=rus Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение (за противодействие иконоборцам), послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть». Именно над мощами святого Мартина Исповедника, принявшего мученическую кончину в 655 году, и нетленными останками херсонесских христиан, положенными в подземные храмовые крипты ранее VII века, крестилась дружина князя Владимира, частично состоявшая из варягов. Таким образом, очевидно великое духовное значение святого Мартина, папы Римского, и корсунского Влахернского храма в укоренении «буйных латинов-варягов» на благодатной почве истинной православной веры, принятой в 988 году Русью от Греческой Церкви. Севастопольское благочиние http://sevblagochinie.narod.ru/hts.html Вторая вылазка, когда каптажная галерея была пройдена до конца, состоялась почти через год после первой. Рассматривая все возможные варианты, мы предположили, как оно и казалось впоследствии, что галерея должна выводить к колодцу с железной крышкой. Я прицепил на себя веревку на случай нештатной ситуации – Алекс, если что, должен был вытягивать меня за нее обратно. Скажу честно – было стремно. Но закрыть вопрос надо. Разбираю завал, не спеша курю. Дым уходит в интересующий отрезок галереи. Значит, тупика впереди не будет. Надо отметить большую роль Алекса в моральной поддержке предприятия. После замечания – «А вода-то святая» наконец решаюсь и со словами – «Диггеры – ни любви, ни жалости, ни страха. Кто останется – будет в ах…е. Наша рота - чемпион!» змейкой прохожу в правое ответвление галереи. Высоты галереи хватает стоять на корточках, дно илистое – стоя больше минуты на одном месте - проваливаешься сантиметров на 15. Воды получается когда по горло, когда по грудь, спиной задеваю свод. Прохожу 8 метров и поворот направо. Идти дальше не получается - Алекс борется со страховочной веревкой - запуталась. Наконец веревка освобождается и я иду дальше. За поворотом почти сразу следующий – галерея образует колено, и впереди виден свет. Иду на свет, дохожу до завала, впрочем, просунуть голову удается, и вывод о том, что галерея связана с колодцем под крышкой подтверждается. Слева от завала проем. Захожу туда и оказываюсь в небольшом тупиковом помещении. Вероятно, там и выходил водоносный слой. Тем же путем возвращаюсь назад, несу с собой форму для торта в виде звезды, найденную в тупиковом помещении рядом с колодцем. Нахрена я ее захватил - не знаю, все равно там же и оставил. Видеосьемка исторического момента появления руки, потом головы и собственно выползания. Алекс определяет, что принесенное изделие примерно годов 70-х. Вылазим на свет божий, я скидываю мокрые шмотки, и зарисовываю увиденное положение вещей. Пока идет обсуждение впечатлений и зарисовки, в храм приходят несколько бабушек править службу (было как раз воскресенье.) Обращаем внимание, что молятся они как раз над предполагаемой криптой Мартина Исповедника. Хорошо, что весь процесс обследования мы завершили до их прихода. Думаю, грубых голосов и выражений на языке далеком от церковнославянского, доносящихся из-под земли бабушки бы совсем не оценили. Потом уже обнаружилось, что в крипте Мартина Исповедника зачем-то находилось сиденье от стула со спинкой, но без ножек. Для медитации с комфортом? А вода наверно и правда святая была - до настоящего времени ни Алекс ни я ни разу не заболели. Да и вообще, несмотря на небольшой размер сооружения – острых ощущений лично мне был полный набор. А. Б. Савельев. Исторические справки – А.А. Харламов Декабрь 2008. План монастыря Богоматери Влахленской (р-н Карантинной балки)
|