Историческая справка:
35-я башенная береговая батарея
— одно из наиболее
мощных фортификационных сооружений
береговой обороны Главной базы ЧФ. Начата
постройкой в 1913 на мысе Херсонес по проекту
военного инженера ген. Н.А.Буйницкого.
Первоначально имела номер 25. В 1915
строительство прекращено, а изготовленные
в Петрограде орудия, башенные установки и
механизмы размещены на береговых батареях
балтийской крепости Ревель (ныне Таллинн).
Достроена в 1924—1927 по проекту военных
инженеров В.В.Выставкина и Б.К.Соколова.
Была вооружена двумя 305-мм двухорудийными
башенными установками "МБ-2-12",
спроектированными и изготовленными
Ленинградским Металлическим заводом (орудийные
станки и часть механизмов были
использованы готовые — снятые из башен
линкора "Полтава" БФ). Вес снаряда — 471
кг, дальность стрельбы — до 42 км. По своему
устройству батарея состояла из двух
орудийных блоков (железобетонных массивов,
в которых были установлены орудийные башни).
Внутри блока 1-й башни на двух этажах
располагались погреба боеприпасов, жилые и
служебные помещения, а внутри блока 2-й
башни кроме того силовая станция и
центральный пост с приборами управления
стрельбой. В 450 м севернее и 200 м южнее блоков
располагались командные посты с
бронированными боевыми рубками и открытыми
двориками для дальномеров. Орудийные блоки
и командные пункты соединялись между собой
подземными коридорами (потернами). Имелись
два запасных выхода к берегу моря. После
достройки батарея получила номер 8 и вошла в
состав 6-го крепостного артполка. Первым ее
командиром был Г.В.Штейнберг. В 1929 батарею
посетили делегация Советского
правительства во главе с И.В. Сталиным и
группа высших офицеров германских
вооруженных сил (рейхсвера) под
руководством ген. Бломберга. В 1930 батарея
получила новый номер — 35 и была включена в
состав 3-го дивизиона 6-й крепостной
артиллерийской бригады. К началу Великой
Отеч. войны 35 Б.Б. под командованием кап. (с
1942 — майора) А.Я.Лещенко входила в состав 1-го
отдельного артдивизиона береговой обороны
Главной базы ЧФ. Первая боевая стрельба
батареи в обороне Севастополя 1941 — 1942 была
проведена 7.11.1941 по частям германской 132-й
пехотной дивизии в р-не хутора Мекензия.
Сильный износ орудий и интенсивность
боевых действий (за два месяца было
произведено более 300 выстрелов на орудие
при норме в 200) заставили уже 1.12.1941 начать
работы по замене орудийных стволов 1-й башни,
которые велись силами специалистов
Артиллерийского ремонтного завода №1127 (бригадир
С.И.Прокуда), поэтому в течение дек. стрельбы
велись только 2-й башней. 17.12.1941 во время
интенсивной стрельбы по начавшему штурм
Севастополя противнику во 2-й башне
вследствие преждевременного выстрела (воспламенение
порохового заряда при не полностью
закрытом затворе) произошел сильный взрыв,
полностью выведший ее из строя. Выход из
строя артиллерии батареи и критическая
ситуация на сухопутном фронте вынудили
передать большую часть личного состава в
подразделения морской пехоты СОР (большая
часть их погибла в боях на Мекензиевых горах,
а оставшиеся в живых в янв. 1942 были
возвращены на батарею). Работы по
восстановлению 2-й башни (в них участвовали
рабочие Севастопольского Морского завода
им. С. Орджоникидзе) и замене орудийных
стволов продолжались около 2,5 месяца. В
период июньских боев 1942 35 Б.Б. ежедневно
вела огонь по атакующим войскам противника,
а после гибели в окружении 30-й батареи стала
последним резервом тяжелой артиллерии СОР.
В свою очередь, противник подвергал ее
мощным авиационным ударам. Во время одного
из них 23 июня близкими взрывами авиабомб
была выведена из строя 1-я башня. В последние
дни обороны на 35 Б.Б. были развернуты
командные пункты СОР и Приморской армии. В 09
ч. 50 мин. 30 июня с радиоцентра батареи
командующим СОР в.адм. Ф. С. Октябрьским в
адрес Народного Комиссара ВМФ была
отправлена шифрограмма с донесением о
невозможности дальнейшего удержания
Севастополя и просьбой об эвакуации
командного состава.
Вечером
того же дня в каюткомпании батареи
состоялось последнее объединенное
заседание Военных советов СОР и Приморской
армии. По его окончании Октябрьский
приказал командиру батареи обеспечить
прикрытие эвакуации и по израсходовании
боеприпасов подорвать орудия и механизмы. В
течение дня 1 июля 2-я башня провела
несколько стрельб по моторизованным частям
немецкой 72-й пехотной дивизии в р-не мыса
Фиолент (огонь велся практическими ядрами,
т.к. боевые снаряды уже были израсходованы).
Последняя стрельба батареи была проведена
шрапнелью по р-ну Камышовой балки. В ночь
на 2 июля личным составом батареи были подорваны
обе башни и силовая станция, однако потерны
и большая часть помещений орудийных блоков
уцелели и в них вплоть до 12.07.1942 продолжали
сопротивление последние защитники
Севастополя. В послевоенный период 35 Б.Б. не
восстанавливалась, однако часть ее
сооружений (правое крыло блока 2-й башни и
правый командный пост) использовались
установленной в 1945 на мысе Херсонес 130-мм
береговой батареей №723 (разоружена в 1960). В
1988 в правом командном пункте 35 Б.Б. и его 450-метровой
потерне была оборудована сейсмологическая
лаборатория Симферопольского
госуниверситета им. Фрунзе.
"Тоннельная
Крыса"
Воспоминания комиссара 35-й батареи Виктора Ефимовича
Иванова:
«В ночь с 1 на 2
июля по трансляции было объявлено: «Внимание! В связи с тем, что весь боезапас
расстрелян, батарея уничтожается. Всему личному составу батареи выйти наружу
через башенные выходы. Всему остальному личному составу — через потерны
на берег».
К этому моменту в силовой станции башни оставалась
только группа людей, которые должны были, включив рубильник, произвести
взрыв.
Взрывы оказались
страшной силы: один, затем второй... Третьим была взорвана силовая станция.
После взрыва батареи
в потернах, набитых до предела людьми, наступила темнота. Я услышал голос
Фаина: «Иванов, возьмите двух матросов, поднимитесь наверх и выясните,
сможем ли мы продержаться здесь еще двое суток».
Дело в том, что мы ждали прихода кораблей,
но не знали, что после Звездного налета немецкой авиации на Новороссийск
наши корабли понесли потери. Неизвестна нам была и обстановка, в которой
кораблям предстояло прорываться в Севастополь.
Услышав приказ Фаина, я прокричал в темноту:
«Электрики, мотористы-дизелисты есть?» Отозвалось несколько голосов. У
одного был фонарь-жучок. Мы прошли с ними, пробираясь бочком сквозь плотную
людскую массу, метров пятьдесят. Дальше идти стало невозможно. Кричу:
«Товарищи, пропустите! Выполняю приказ». Поднялись метров тридцать по скоб-трапу.
В тамбуре силовой станции лежала чья-то овчарка с перебитыми лапами. Собака
скулила, пытаясь подняться.
А дальше — железная дверь к силовой станции.
Попробовали открыть ее — не поддается. Но едва открыли — газ потоком хлынул
в потерну. Мы пошли обратно, подсвечивая фонариком. Пройти к Фаину не мог
из-за толпящихся людей. С расстояния доложил: «Двери силовой станции открыли,
по штольне идет газ. Надо уходить, иначе отравимся».
Люди, стоявшие сзади, сразу подались к выходу,
который находился над обрывистым берегом на высоте около семи метров. Веревочного
трапа не было, летели с высоты вниз на камни.
Там, на берегу, свист бомб, снарядов, женские
голоса, крики о помощи (санитарки, медсестры, наверное). Ад кромешный!
Ни раньше, ни потом я такого нигде не испытывал.
Вот, собственно говоря, краткий экскурс в историю
знаменитой 35-ой батареи...
И так, 35-ая батарея.
Батарея представляет
из себя систему коммуникаций соединяющих два орудийных круга, хранилища
для снарядов, пункт корректировки огня, подземную силовую, вентиляционную
и насосные станции, сеть специальных помещений и потерны ведущие к морю.
Имеются не связанные коммуникациями подземные сооружения.
Внутри первое ответвление
направо ведет в казематы, где следует соблюдать особую осторожность – после
подрыва батареи обрушились перекрытия и имеются большие провалы на
нижний этаж. Через отверстия видно, что два из нижних помещений залиты
водой, одно сухое, между собой они не сообщаются. Ходят слухи, что до 1999
года один из провалов был сверху засыпан обломками бетона, когда произвели
расчистку, то в затопленном нижнем помещении обнаружили останки бойцов,
оружие и документы...
Пройдя дальше и свернув налево можно попасть
в коридор, идущий вдоль центральной части 35-ой батареи, там расположено
много различных помещений, если в центре коридора свернуть налево, то этот
путь выведет вас обратно к центральному входу.
От центрального входа
тянется сеть тоннелей и коммуникаций, имеются выходы на поверхность и к
поворотному орудийному кругу. К орудийным кругам, где находились орудийные
башни, со всех сторон выходят специальные отверстия по четыре в группе,
через которые подавали снаряды, в прилегающих к ним казематах стояли стеллажи
для снарядов. На сегодняшний день мародеры все стеллажи разрезали и вывезли,
срезали даже металлическую опалубки около орудийных кругов.
Остался лишь один стеллаж для пороховых
зарядов около левой башни.
Если идти к орудийному
кругу от центрального входа, то рядом с ним, в одном из провалов,
лежит снаряд весьма впечатляющих размеров.
Часть помещений сильно
повреждена взрывами, имеются завалы, через которые невозможно пройти. Особо
опасно в тамбуре бывшей силовой станции – он после взрыва представляет
из себя нагромождение бетонных блоков и рваного металла. Сейчас часть металлических
конструкций срезана мародерами и малейший толчок
может обрушить многотонные
блоки и завалить подход к скоб-трапу (а заодно похоронить под собой незадачливых
посетителей).
Скобтрап представляет
собой примерно 30-ти метровую вертикальную шахту на дне которой обломки
металлических конструкций на которых висят обрезки канатов. Скобы от времени
поотваливались, спуститься можно только имея специальное снаряжение. Ниже
верхнего отверстия скоб-трапа расположено помещение, в котором стоят огромные
бочки, от них распространяется запах мазуты (видимо топливо для дизель-генераторов).
Спустившись по шахте вниз попадаешь в длинный тоннель (метров 300-400),
по его центру небольшой обвал. В конце тоннеля вертикальный скоб-трап ведущий
на поверхность, если свернуть направо, то потерны выведут к двум выходам,
которые располагаются в метрах 7 над уровнем моря. По набережной кромке
можно пройти направо, где имеются остатки причала и еще
два выхода
из потерн воздухозаборника. В эти выходы потерн можно забраться со стороны моря
и пройдя по потернам, а затем протиснувшись
через завал на подъеме выйти к взорванному
орудийному кругу. Изнутри лаз очень трудно
заметить.
Спуск через скоб-трап, с использованием специального
снаряжения, особого труда не представляет (если Вы раньше этим не занимались,
то лучше потренируйтесь на поверхности, т.к. высота, как я и говорил, метров
30-40, при падении с такой высоты на металлические конструкции, которые
находятся внизу, 100% окончится летальным исходом ), а вот подъем намного
сложнее, т.к. шахта скоб-трапа круглая, без выступов, опоры нет. Если позволяют
погодные условия, то можно выйти из потерн на берег и пойти направо, пройти
мимо еще двух выходов из потерн и по не очень отвесной скале подняться
на верх. Здесь то же надо соблюдать осторожность, т.к. многие камни неустойчивы.
“Черных” археологов и гробокопателей просьба
не беспокоиться – батарея излазана вдоль и поперек, кроме полусгнивших
патронов, ржавых болтов и прочих железяк там ничего найти нельзя.
Дополнение.
Еще несколько раз мы посещали данный объект,
обнаружили ранее незамеченные ньюансы, да и
многое, обнаруженное ранее, забыли описать.
Справа от
центрально входа, внутри батареи, был вход в
потерну, которая вела к дальномеру и в
помещение водозаборника (если Вы прочли
статью о "Долге", то это там нашли
останки красноармейцев и санитарки). Длина
потерны около 600 метров, в помещении дальномера
нынче располагается сейсмостанция с
аппаратурой. Сейчас вход в потерну
замуровали, сверху натащили мусор и набили
бутылок, т.ч. место, где располагался вход,
внешне ни чем не отличается.
Слева от центрального
входа имеется помещение в котором есть
спуск во вторую венткамеру, внизу еще
сохранились остатки воздуховодов, но туда
лучше не слазить - все насквозь прогнившее,
может рухнуть в любой момент.
Около взорванного левого
башенного круга валяется много снарядов (мы
предполагаем, что это болванки для учений),
там же мы нашли два целых пороховых картуза
в металлических кожухах, немецкую
противопехотную мину и прочую взрывоопасную
гадость, часть немецкой каски и кожаную
немецкую амуницию выпуска 1936 года. Во
взорванных помещениях около башенного
круга очень много человеческих костей, полу истлевшей
формы, останков противогазов
и фильтрующих элементов.
В это же районе имеется проход к
воздухозаборникам, расположенным у моря (о
них мы уже писали). Во время войны в
помещениях воздухозаборников был
госпиталь, нынче потомки героев, защищавших
Севастополь, там все перекопали,
металлические кровати и человеческие кости
поскидывали в кучи, одним словом чтят память предков.
Непонятно что там хотели найти? Ведь наши
солдаты, в отличии от немцев, не имели
дорогих украшений, а оружие уже давно
сгнило. |