Украшением Приморского бульвара
долгое время служило здание яхт-клуба,
которое располагалось в прибрежной части
бульвара, недалеко от Памятника
затопленным кораблям.
Яхт-клубом называют общественную
организацию, объединяющую любителей
парусного спорта и предоставляющую условия
для эксплуатации яхт, совершенствования
мастерства яхтсменов, их участия в
спортивных соревнованиях. Первым,
официально зарегистрированным яхт-клубом
считается основанный в 1720 году в Ирландии
Водный клуб гавани Корка, объединявший 25
яхтсменов. В России в 1846 году был основан
Санкт-Петербургский Императорский яхт-клуб
для высокопоставленных лиц, в 1860 году - Санкт-Петербургский
речной яхт-клуб с большим числом членов. В
последней четверти XIX века создаются яхт-клубы
в портовых городах: в 1876 - Черноморский яхт-клуб
в Одессе, в 1886 - яхт-клуб в Севастополе.
Правление яхт-клуба состояло из
командора, вице-командора, членов комитета,
заведующего делами яхт-клуба, гоночной
комиссии, ревизионной комиссии. Яхт-клубы
имели особый флаг - белый с синим крестом
и гербом города в левом углу. Устав яхт-клуба
утверждался Морским министерством и
публиковался в «Морском сборнике».
Членами Севастопольского яхт-клуба
могли быть все лица свободных профессий,
для избрания требовалось 2/3 голосов,
вступительный взнос составлял 25 рублей,
годовой - 15 рублей. Офицеры освобождались
от вступительного взноса.
Яхт-клуб ставил своей целью «распространение
охоты к плаванию на гребных, парусных и
паровых судах, а равно улучшение на
постройки». В 1889 году в списках клуба
состояло 18 судов, клуб насчитывал 103 члена,
из них 99 - действительных, 4 - почетных.
Севастопольский яхт-клуб находился под
покровительством великого князя Алексея
Александровича, почетным командором
являлся великий князь Александр Михайлович.
В конце 80-х годов XIX века на
Приморском бульваре построили специальное
здание в псевдомавританском стиле. Здание
украшали квадратные в плане башни. По
фасаду шла резьба по камню. Яхт-клуб занимал
нижний этаж. Просторный зал был
задрапирован флагами. В одной из комнат
размещалась коллекция фотографий
знаменитых яхт. Из зала можно было попасть
на обширный балкон с видом на море. На
втором этаже здания находились курзал,
библиотека, ресторан. Летом в здании яхт-клуба
помещалось Севастопольское городское
общественное собрание.
Неподалеку от здания яхт-клуба на
набережной бульвара находилась пристань
яхт-клуба. К 1894 году яхт-клуб имел две яхты «Почин»
и «Финка» и несколько шлюпок. Многие члены
клуба владели собственными яхтами,
байдарками, шлюпками. Лучшими яхтами
считались яхты «Надежда», принадлежавшая
известному российскому предпринимателю,
владельцу имения «Форос» А.Г.Кузнецову, «Василек»
А.И.Млинарича, «Мечта» Д.П.Грипари.
К Севастопольскому яхт-клубу были
приписаны паровые яхты «Тамара» великого
князя Александра Михайловича и «Форос» А.Г.Кузнецова.
К 1894 году в яхт-клубе состояло 80
членов. Вице-командором клуба был контр-адмирал,
участник обороны Севастополя 1854-1855 годов И.М.Манто,
секретарем В.И.Попов, начальником пристани
А.И.Млинарич. В 1901 году А.И.Млинарича избрали
вице-командором. В 1913 году в состав комитета
яхт-клуба входили: председатель, командор
вице-адмирал М.Г.Нольке; начальник гавани
капитан 2 ранга А.А.Макалинский; члены
комитета - контр-адмирал И.Н.Пиоль,
лейтенант К.Г.Люби, С.Я.Бильченко, М.С.Мышковский,
А.М.Завадский, И.Г.Фальченко, Ф.Д.Сабсай.
Открытие летнего сезона в яхт-клубе
происходило в конце апреля - начале мая.
Газета «Крымский вестник» от 7 мая 1901 года
сообщала: «Вчера на пристани
Севастопольского яхт-клуба было торжество
поднятия флага на летний сезон. Собрались
члены яхт-клуба, представители флота, много
гостей и дам. Для поднятия флага на яхты
были посланы воспитанники реального
училища в морской форме. Из них же был
составлен хор певчих и хор музыки».
В течение летнего сезона яхт-клуб
два-три раза устраивал парусные и гребные
гонки, гребную гонку яличников и парусную
гонку баркасников. Проводились также
соединенные гонки судов Севастопольского и
Черноморского (г.Одесса) яхт-клубов.
Правительство определило ежегодно, начиная
с 1894 года, выдавать по 1000 рублей на призы
победителям гонок. Имелся также постоянный
приз с процентов капитала имени почетного
командора клуба. Кроме того, в 1890-е годы клуб
поддерживал А.Г.Кузнецов, передававший
призы для победителей гонок.
Зимой комитет старшин
Севастопольского яхт-клуба устраивал в
помещении клуба танцевальные, музыкально-вокальные,
литературно-музыкальные вечера, концерты,
елки для детей членов клуба. Доход,
полученный от этих мероприятий, часто
использовался для благотворительных целей.
Газета «Крымский вестник» от 10 апреля 1901
года извещала читателей: «Комитет старшин
Севастопольского яхт-клуба доводит до
сведения публики, что 12 апреля в помещении
яхт-клуба будет устроен музыкально-вокальный
вечер. После этого танцы. Плата 1рубль 10
копеек. Весь сбор предназначается в пользу
детей-сирот погибших моряков».
В марте 1909 года в городе создали
Севастопольский аэроклуб - один из
первых в России. Он также располагался в
здании яхт-клуба. Здесь же размещались и
другие военно-спортивные клубы.
В 1917 году в этом здании находился
клуб профсоюза строительных рабочих,
бывший одним из центров подполья в 1918-1920
годах.
В годы Великой Отечественной
войны здание яхт-клуба было разрушено,
уцелела только часть стен. После войны
уцелевшую часть здания использовали при
строительстве кинотеатра «Приморский». В
1993 году здание передано Севастопольской
филармонии. В 1999 году начались работы по
строительству концертного зала «Приморский».
Проектом предусмотрено три очереди
строительства, первая из которых - бар на
50 мест - уже введена в эксплуатацию. Во
вторую очередь планируется завершить
строительство зрительного зала на 600 мест, в
третью - строительство летней эстрады.
И.А.Дьяконова,
ведущий научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя
По материалам сайта http://vashsevdom.narod.ru/index.html
|