Военные действия в период
Крымской войны и обороны 1854-1855 гг. нанесли
Севастополю огромный ущерб. Вместо
цветущего морского города остались одни
развалины. В 1856 г. в Севастополе имелось
только 14 малоповрежденных зданий.
Восстановление разрушенного города шло
медленно.
Морское ведомство
отпускало незначительные средства на
работы по восстановлению Севастопольского
порта. В 1860 г. на эти цели израсходовали 5704
рубля, в то время как по Кронштадтскому
порту расходы достигали 678141 рублей. На
средства Морского ведомства
отремонтировали провиантские магазины (склады)
на набережной Корабельной бухты для
размещения нижних чинов, здание бывшего
Девичьего училища, в котором расположились
Благородное собрание и библиотека.
Возвращающиеся в город
жители строили небольшие домики на
Корабельной стороне, в районе
Артиллерийской бухты. По сведениям на 1861 г.
в городе проживало 8218 жителей, из них 1040 лиц,
владеющих домами (при этом подчеркивалось,
что в числе «домов» большая часть
представляла собой землянки, балаганы или
деревянные бараки). К 1866 г. в городе
насчитывалось 1727 зданий, из них 1221 -
каменное, 506 - деревянных. Деревянные дома
были построены из французских бараков,
которые остались после осады города. Врач Н.Прусаков
отмечал, что «не будь этих бараков,
Севастополь вовсе не имел бы деревянных
строений, потому что строевой лес здесь
чрезвычайно дорог сравнительно с камнем».
Кроме частных жилых домов, в городе было 24
казенных здания, 5 церквей, 30 каменных и 93
деревянных лавки, 8 полицейских будок.
Беднейшие слои населения
нередко селились в землянках, устроенных
среди развалин. Современник замечал: «Они
рады, что с них не берут за квартиру, ими же
устроенную на чужом месте и из чужого
материала, а потому довольствуются плохою
защитою от непогоды».
Восстановление и
строительство города несколько оживилось
только в начале 70-х годов XIX в. после отмены
статей Парижского мирного договора,
запрещавших России иметь флот на Черном
море, и принятия решения о сооружении
железной дороги до Севастополя. Историк А.Ф.Гейрот
писал в 1872 г.: «Ожидание железной дороги, а
вместе с тем и развитие торговли, а также
возвращение Севастополю военного значения
- все это весьма важно для севастопольцев.
Ввиду этих ожиданий возникают некоторые
частные здания, застраиваются довольно
обширные гостиницы, раскупаются и
находящиеся в них развалины и груды камней».
Однако до конца 70-х годов XIX
в. город лежал в развалинах. Описание
Севастополя этого периода имеется в
воспоминаниях А.С.Лукомского, сына военного
инженера С.Р.Лукомского, который принимал
участие в сооружении Лозово-Севастопольской
железной дороги. Застроены были только
Нахимовский проспект и часть улицы Большой
Морской, но и там встречались разрушенные
здания и пустыри. Большая часть домов
представляла собой небольшие особняки,
дома в два-три этажа встречались как
исключение. Возле Графской пристани стояло
двухэтажное здание гостиницы Киста. На
Екатерининской улице (ныне ул.Ленина)
располагалось «только десятка два
приличных домов, из них лучшими были
гостиница Ветцеля, здание почты, дом
градоначальника, так называемый
Тотлебенский дом и не больше десятка
частных домов в один-два этажа. Все
остальное пространство представляло груду
развалин». Дорога от Екатерининской до
вокзала тянулась по пустырю, встречались
лишь отдельные домики портовых рабочих и
отставных моряков.
На городском холме
строился Владимирский собор, стояло
несколько домов Морского ведомства, здание
Константиновского реального училища и
располагались немногочисленные частные
дома, разбросанные среди развалин.
Двухэтажное здание
реального училища было построено в 1876 г. в
неороманском стиле инженером-архитектором
М.Ю.Арнольдом. В соответствии с угловой
формой земельного участка здание в плане
напоминает трехлистник с расходящимися от
центрального объема боковыми крыльями.
Главный фасад выходит на перекресток улиц
широким ризалитом (выступающая часть
фасада), боковые фасады имеют уступчатый
силуэт, создаваемый лопатками (выступами на
стене), увенчанными башенками. Здание
сохранилось, ныне в нем располагается школа
№3.
Интенсивное
восстановление и развитие города началось
только после 1875 г., когда завершилось
сооружение Лозово-Севастопольской
железной дороги и было принято решение об
отводе западного берега Южной бухты для
коммерческого порта. В связи с превращением
Севастополя в крупный центр экспорта зерна
проводятся значительные работы по
благоустройству территории порта и
железнодорожной станции. К 1875 г. построили
здание железнодорожного вокзала, в 1876 г.
соорудили таможню, таможенные и
железнодорожные склады на западном берегу
Южной бухты. Здание таможни строил инженер
Федор Николаевич Еранцев, позднее
городской голова Севастополя, инициатор
планомерной застройки города. В конце 70-х
годов XIX в. завершилось строительство
городских хлебных складов на набережной
Южной бухты. В 1881 г. недалеко от вокзала
соорудили паровую мукомольную мельницу,
здание которой сохранилось до наших дней.
В 80-е годы XIX в.
значительные работы по строительству и
благоустройству Севастополя проводило
городское управление. В 1881 г. дума
создала комиссию «для пересмотра
предположений о замощении города,
улучшении порта и исполнении городских
строительных работ» в составе А.Л.Бертье-Делагарди,
Ф.Н.Еранцева, А.Конкевича. В докладе,
представленном этой комиссией, наиболее
важными работами для благоустройства
Севастополя были названы следующие:
сооружение и замощение спуска к вокзалу,
замощение улиц по кольцу города, планировка
площади у Артиллерийской бухты и
устройство под ней водостоков, устройство и
замощение подъемов на городской холм,
строительства крытого рынка, зданий
больницы и городского училища.
В 1881 г. началось сооружение
мостовых из гранитных кубиков и осколков. В
том же году на средства города построили
здание для городской больницы на 30 кроватей.
В 1885 г. в Центре города на
месте взорванной Николаевской батареи
разбили Приморский бульвар. Территорию
Приморского бульвара украсили здания
летнего городского театра и яхт-клуба.
Здание театра было деревянное, в виде
терема, украшено узорчатыми карнизами,
открытыми галереями, шатровыми башенками,
лестницами с резьбой по дереву. Яхт-клуб
представлял собой двухэтажное здание в
мавританском стиле с квадратными башенками,
увенчанными куполами со шпилями. По фасаду
шла резьба по камню.
В 1890 г. на
Городском холме, на ул.Соборной построили
здание женской казенной гимназии. Здание по
главному фасаду двухэтажное с цокольным
этажом, по боковым - трехэтажное, в решении
фасадов преобладали классические формы (здание
сохранилось, ныне ул.Суворова, 20). Автором
проекта здания являлся Б.А.Рожнов. Борис
Александрович Рожнов окончил институт
гражданских инженеров, в середине 80-х -
начале 90-х годов XIX в. занимал должности
городского архитектора и архитектора
градоначальства. Строил Приморский бульвар,
Херсонесский мост, проектировал частные
постройки.
В начале 90-х годов XIX в.
городским архитектором Севастополя стал А.М.Вейзен.
Александр Михайлович Вейзен окончил
Академию художеств, длительное время
занимал должность городского архитектора
Севастополя, проектировал и строил
различные общественные и частные здания,
участвовал в создании памятников к 50-летию
обороны Севастополя 1854-1855 гг. По проекту А.В.Вейзена
сооружены здания биологической станции на
Приморском бульваре (1898 г.), мечети (1912 г.).
В 1890 г. Севастополь
официально объявили главной базой
Черноморского флота и крепостью. В
Севастополь из Николаева перебазировали
штаб и другие органы управления
Черноморского флота. С возрождением
Черноморского флота возникла
необходимость иметь и соответствующую
береговую базу. В Севастополе велось
строительство зданий военного порта,
причалов, казарм, складов для хранения
флотского имущества, боеприпасов, топлива.
Морское и военное
ведомства возводили здания для органов
управления флота, порта и крепости,
общественные здания. Украшением
центральной части города стали здания:
Морского собрания, Морской библиотеки, Дома
для главного командира Черноморского флота.
Морское собрание
построили в 1887 г. на Екатерининской площади
(ныне пл.Нахимова). Это было двухэтажное
здание, центральную выступающую часть
которого украшали колонны и большой балкон.
Морское собрание крытой галереей
соединялось со зданием Морской библиотеки,
сооруженным в 1890 г. (строитель инженер-полковник
И.А.Еремеев, производитель работ инженер-капитан
И.В.Полисадов, подрядчик - А.А.Максимов).
Здание библиотеки было двухэтажное, вход
оформлен колоннами, а центральная часть
второго этажа - колоннадой из шести колонн,
над карнизом располагался барельеф,
изображавший историю русского флота от
Петра I до Крымской войны. Здания Морского
собрания и Морской библиотеки были
разрушены в годы Великой Отечественной
войны. Не сохранился также дом для Главного
командира Черноморского флота, который
располагался на Центральном городском
холме, в начале улицы Чесменской (ныне ул.Советская).
Это здание, построенное в 1895 г., являлось
одним из наиболее значительных сооружений
Морского ведомства - двухэтажное,
асимметричное, с трехэтажной квадратной
башней на углу, фасады были богато украшены
декором, на уровне второго этажа
располагались террасы с балюстрадой.
В 1895 г. было сооружено
также здание Музея Севастопольской обороны
(ныне Музей Черноморского флота, ул.Ленина,
11), архитектор А.М.Кочетов. Здание выполнено
в классическом стиле, его архитектура
отличается пышностью, обилием декора.
Главный фасад акцентирован центрально
расположенным ризалитом с четырехколонным
портиком и треугольным фронтом.
Архитектурный облик
центральной части города формировали также
культовые постройки. На Екатерининской
улице (ныне ул.Ленина) выделялись своей
архитектурой Адмиралтейский собор св.Николая
и церковь св.архистратига Михаила. На
Центральном городском холме в 1888 г.
завершилось сооружение Владимирского
собора, 1889 г. была восстановлена
Петропавловская церковь.
В 80-е годы
XIX века большой размах приняло частное
строительство. Особенно быстро
застраивались улицы городского кольца,
Центральный городской холм, Артиллерийская
и Корабельная слободки. В «Обзоре
Севастопольского градоначальства» за 1885 г.
сообщалось: «Производилась усиленная
постройка жилых зданий, преимущественно по
главным, замощенным улицам Севастополя». В
1887 г. городская управа утвердила 97 планов на
новые постройки, в том числе в городе - 31, в
Артиллерийской слободке - 29.
В 1886 г. Севастопольское
городское управление провело перепись
населения дворов и строений Севастополя. По
данным переписи, население города (без
военнослужащих) составило около 25 тысяч
человек. В городе было 2268 домовых участков (из
них почти четверть незастроенных) и 4699
строений: одноэтажных - 3922, двухэтажных - 695,
трехэтажных - 77, четырехэтажных - 4,
пятиэтажное - 1.
Частное строительство
велось быстрыми темпами и в следующем
десятилетии. Газета «Крымский вестник»
сообщала в 1899 г.: «Домостроительство в
Севастополе развивается все больше и
больше; нет ни одной улицы в городе, где бы
ни возводились постройки. Строят в центре
города, но еще больше на окраинах. За
последние полтора года воздвигнуто до 300
новых домов, причем, значительное число
фундаментальных и ценных построек».
Участки в центре дорожают,
растет плотность застройки. Архитекторы А.И.Баглей,
В.М.Артюхов, характеризуя архитектуру
Севастополя конца XIX века, подчеркивали, что
дефицит территории в центральной части
города приводил к тому, что в глубине дворов
появились пяти- и шестиэтажные здания при
застройке улицы одно- и двухэтажными домами.
Они отмечали также, что «одним из типовых
решений домов на сложном рельефе
становится одно- и двухэтажный дом по
главному и четырех- пятиэтажный - по
дворовому фасадам».
Архитектура зданий конца
XIX века эклектична. Эклектикой называют
соединение разнородных художественных
элементов, свойственных различным стилям, в
пределах одной постройки. В оформлении
фасадов зданий широко использовались
неогреческие, неоримские, ренессансные
формы, применялся пышный декор.
Образцом эклектической
архитектуры конца XIX века является здание
Художественного музея (пр.Нахимова, 9),
сооруженное в 1899 г. Здание четырехэтажное,
главный фасад асимметричен: с одной стороны
- открытые балконы, с другой - эркер (закрытый
балкон). Фасад украшают атланты, колонны
всех ордеров, маскароны (скульптурные
детали в виде маски), верхний этаж
стилизован под мансарды. В начале XX века это
был доходный дом - дом, предназначенный для
сдачи квартир внаем. Принадлежал он
севастопольскому купцу С.Х.Гавалову. В
нижних этажах дома располагались
многочисленные магазины, отделения
Московского международного и Соединенного
банков.
Для
застройки центральной части Севастополя
конца XIX был характерен тип доходного дома,
реже встречались дома-особняки, служившие
для жизни одной семьи. Примером доходного
дома являлся дом С.Р.Лукомского на
Корниловской набережной, один из этажей
которого занимала гостиница «Европейская»
(не сохранился).
На окраинах города (Корабельной
и Северной сторонах, в Артиллерийской
слободке) строились, преимущественно,
небольшие одноэтажные домики. Фасады домов
нередко украшали фигурные сандрики (сандрик
- карниз над проектом окна), а над входом
устраивали ажурные металлические навесы,
часто с датой постройки здания.
Основным строительным
материалом являлся инкерманский камень -
мшанковый известняк, добывавшийся в
окрестностях Севастополя. В качестве
кровельного материала использовалась
черепица как местного производства, так и
доставлявшаяся из Марселя. Современник
писал: «По красоте и изящной отделке зданий
Севастополь оставляет далеко за собой даже
лучшие русские города; зависит это, главным
образом, от основного строительного
материала - мягкого известкового камня.
Дома кладутся из больших кусков и благодаря
этому вырастают очень скоро».
В последней четверти XIX
века в Севастополе идет интенсивное
частное строительство, возводятся здания
различного назначения, появление которых
определялось дальнейшим развитием
капитализма и ролью Севастополя как базы
Черноморского флота - вокзал, портовые и
складские помещения, фабрики и заводы,
здания для органов управления флота и
крепости, общественные здания Морского
ведомства. Городское управление строит
здания учебных заведений, больницу,
благоустраивает улицы и площади
Севастополя.
К концу XIX
века Севастополь превратился в самый
крупный, самый развитый в экономическом
отношении, самый благоустроенный город
Таврической губернии.
И.А.Дьяконова,
ведущий научный сотрудник
Музея героической обороны и освобождения Севастополя
По материалам сайта http://vashsevdom.narod.ru/index.html
|